Назад к списку

Работа с подростками в летний период

В начале лета был проведен опрос среди молодежи. Для проведения анкеты «Досуг молодежи» опрашиваемые брались случайной выборкой, по желанию. Количество респондентов – 16 чел. - молодежь и подростки разного пола от 14 до 24 лет. Молодёжь и подростки опрашивались в период 05-09.06.2022 на территории ЦПК и О «Заречье» города Заречного Пензенской области в письменной форме. 

Выводы: 

Из общего количества опрошенных (16 чел.) 6 юношей и 10 девушек.

Срез по уровню образования (вопрос № 2) выявил, что среди опрошенных 37,5% (6 чел.) – подростки школьного возраста, 25% (4 чел.) – выпускники, недавно окончили школу и 37,5% (6 чел.) уже получили (или получают) профессиональное высшее, среднее специальное образование.

У 82 % ( 13 чел.) по результатам ответа на вопрос № 3 ежедневно имеется более 3 часов свободного времени, можно предположить, что они и являются потенциальными потребителями услуг по организации молодежного досуга. 

Вопрос № 4 о наличии временного интервала свободного времени дает указание на возможность организации работы с подростками и молодёжью города в период с 14.00 до 22.00, его отметили 14 чел., что составляет 87,5%. Именно на этот временной интервал, вероятно, следует ориентироваться при планировании организованного досуга молодёжи и подростков. 

Приоритеты организации досуга молодёжь и подростки в ответе на вопросы № 5 и № 6 распределили следующим образом: 

1 место – 11 чел., 68,8% - предпочитают прогулки по городу в компании; 

2 место – 8 чел., 50% - проводят время в социальных сетях, интернете; 

3 место – 5 чел., 31,3% - отдают посещению учреждений культуры города. 

Ответ на данный вопрос даёт возможность спрогнозировать наиболее эффективные формы организации досуга, которые можно адресно применить к данной категории адресата, это:коллективные (групповые формы) офлайн-формы, преимущественно уличные;онлайн-формы работы с использованием социальных сетей и других интернет-площадок;разнообразные формы работы на базе городских учреждений культуры.

Вопросы № 7-9 определяют виды искусств, интересные для опрошенных подростков и молодежи: дискотеки (т.е. музыка, в частности – рок и рэп направления (44-56%, 7 и 9 чел. соответственно) и танцы) – (8-11 чел.), это от 50 до 69 % предпочтений, хотя здесь необходимо учитывать и коммуникативный аспект (стремление к общению в определенных обстоятельствах); кино – 56 % (9 чел.); литература – любят читать 11 чел., что составляет 69 % .Таким образом, можно смело сказать, что в городе Заречном проживает интересная, разносторонне развитая молодёжь, и, предположить, что наиболее интересными темами и формами в организации досуга молодёжной категории могут быть:музыка, танцы→ музыкальные и хореографические конкурсы, караоке, дискотеки и др.;кино и литература→ киносеансы, возможно, кино- и литературные викторины.

Результаты обработки вопроса № 11 об использовании молодёжью интернета в течение дня подтверждают выводы, представленные в п.5. Все 100% (16 чел.) пользуются интернетом в течение дня, а большинство 62,5 % (10 чел.) проводят в виртуальном мире более 5 часов в день. То есть именно там их можно «встречать, мотивировать, и, как ни странно, заниматься их позитивным досугом»…

Вопросы № 12-13 раскрывают наличие хобби и направленность увлечений современной городской молодёжи. Все 16 чел. -100 % респондентов отметили, что имеют хобби. В приоритете творчество (вокал, хореография, музыка и др.) – 9 чел.= 56 %; 44 % (7 чел.) предметом своего увлечения также указали спорт и технику (авто-, мото-, вело- и др.). С точки зрения гендерного анализа спортивно-технический досуг, конечно, предпочитают юноши.

Вопросы № 14-16 позволяют провести поверхностный анализ свободного времени молодёжи (его наличия, удовлетворенности его проведением). На вопрос «Как часто Вам бывает нечем заняться?» 44 % (7 чел.) отметили, что «редко», эта аудитория почти всегда чем-то занята, предположим, что в том числе – досугом, но при этом 38 % (6 чел.) «время от времени» «страдают наличием» свободного времени, это потенциальный контингент для организации досуговой деятельности. Большинство опрошенных 62,5 % (10 чел.) на вопрос «Хватает ли Вам свободного времени?» ответили «да». Это, вероятно, подтверждает осознанность и наличие умения организовывать своё свободное время. При это 56 % (9 чел.) не совсем удовлетворены его содержанием, то есть «хотели бы проводить свободное время лучше», а 44 % (7 чел.) отметили высокую удовлетворённость, им нравится, как проходит их свободное время.Получается, среди опрошенных существует целевая аудитория, у которой имеется в наличии свободное время, а большинство респондентов свой досуг готовы проводить лучше, то есть у молодёжи существует потребность в новых формах и темах своего времяпрепровождения, которые нужно искать, апробировать и внедрять.

Вопросы № 17- 26 дают краткую характеристику взаимоотношений молодёжи города с учреждениями культуры. 69 % (11 чел.) посещают городские учреждения культуры хотя бы раз в месяц. Из них: 62,5 % (10 чел.) смотивированы на интересное проведение времени, при этом 50 % (8 чел.) ориентированы на коммуникативную составляющую (составить компанию и пообщаться), что соответствует возрастным особенностям респондентов. 

Только 50 % (8 чел.) из опрошенных удовлетворяет качество проводимых культурно-массовых мероприятий. Основной причиной неудовлетворённости названо отсутствие интереса к предлагаемому (содержанию и формам?) - 4 чел. из 8-ми и отсутствие разнообразия – 3 чел. из 8-ми неудовлетворённых.

Тревожный результат дает анализ на 21 вопрос «Хотелось бы Вам чаще посещать учреждения культуры?»: 44 % (7 чел.) сомневаются и ответили «не знаю», 19 % (т.е. 3 чел.) дали ответ «нет».

Основными причинами посещения учреждений культуры реже желаемого у 62,5 % (10 чел.) названы финансовые трудности и отсутствие свободного времени; 4 чел.=25 % опрошенных «жалуются» на отсутствие компании.

Отношение молодёжи к конкурсам и лотереям достаточно противоречиво и неоднозначно: по 44 % (по 7 чел.) относятся к данным видам работы одновременно «положительно» и «безразлично». Этот срез не позволяет сделать каких-либо значимых выводов о целесообразности использования данных форм работы.А вот посещение кафе в учреждениях культуры интересно 75 % респондентов (12 чел.), что говорит об актуальности и возможности информационного использования данной формы работы с молодёжью.

Большинство из опрошенных 11 чел.= 69 % считают, что в городе Заречном достаточно учреждений культуры. Из 16 опрошенных 6 чел. (37,5 %) отметили, что в Заречном не хватает кинотеатров, удивительно, но 4 чел. (25 %) открыли бы в городе музеи (тематические). 31 % (5 чел.) указали «свой вариант» ответа, среди которых клубы, бары, кальянные… Это потребовало дополнительного опроса, при котором выяснилось, что молодёжь интересует в первую очередь не «выпивка и тусня», а «комплексный клубный молодёжный досуг», в рамках которого можно поиграть в игры, пообщаться, посмотреть, послушать и, безусловно, попить и поесть.

По результатам этой анкеты с начала лета Центром здоровья и досуга для молодежи были предложены такие виды досуга, как Тематические кинопоказы Тихие игры на траве. Для этого был закуплен реквизит: «Мафия», «Твистер» и тп, и ежедневно, кроме воскресенья, сотрудник учреждения проводит эти игры с подростками. Каждый четверг проводится Летняя баскетбольная лига.

10.06.22